Ассоциация «Технет»
Инфраструктурный центр «Технет»

11 Февраля 2021 года
Данная новость была прочитана 9972 раза

Алексей Боровков выступил с онлайн-лекцией «Формирование отрасли электротранспорта на основе цифровых двойников и цифровых платформ»

8 февраля 2021 года в День Российской Науки проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», лидер (соруководитель) рабочей группы «Технет» НТИ Алексей Боровков выступил онлайн с лекцией на тему:

  • «Формирование отрасли электротранспорта на основе цифровых двойников и цифровых платформ».

Лекция прошла в рамках мероприятия «ScieNTIst’s Talk», организованного сетью Точек кипения. Выступление Алексея Боровкова прошло в виртуальном пространстве «Точки кипения Политех», на площадке СПбПУ.
В ходе марафона ведущие учёные, технологические предприниматели, эксперты в области передовых технологий по всей стране знакомили участников с перспективными исследованиями, обсуждали ключевые тренды развития российской науки.

Заместитель руководителя Дирекции Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по образованию, программный директор «Точки кипения Политех» Сергей Салкуцан представил лидера университетской точки кипения – Алексея Боровкова и отметил его значительный вклад в технологическое развитие страны.

Свою лекцию Алексей Боровков начал с презентации открытых докладов и ключевых работ, в которых подробно представлены ключевые направления деятельности, ресурсы и опыт работы Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии», технология цифровых двойников и формирование на их основе цифровой промышленности:

Ключевой темой выступления Алексея Боровкова стал первый российский электрический смарт-кроссовер «КАМА-1»один из ключевых технологических прорывов 2020 года, разработанный на основе технологии цифровых двойников. В ходе лекции были представлены собственные CML–платформенные решения, лежащие в основе разработки электромобиля «КАМА-1», ключевые тренды развития электротранспорта во всем мире и в России.

«У России есть окно возможностей в 2-3 года, чтобы выйти на мировой уровень, технологический фронтир, на нем закрепиться и дальше уже думать, скажем, о водородном транспорте»,
– сказал Алексей Иванович.

Электромобиль «КАМА-1» стал первым экспериментальным образцом, ориентированным на массовый выпуск, малогабаритного электромобиля категории М1 (легковые автомобили), разработанным в университете на основе собственных технологий создания и применения цифровых двойников (Digital Twins) и наукоемких платформенных решений.

Разработанные сотрудниками Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ – ключевого подразделения Центра НТИ СПбПУ – инструменты класса Smart Design & Engineering позволили в рамках проекта «КАМА-1» провести все необходимые виртуальные испытания, промоделировать и виртуально «измерить» любые технические характеристики изделия в течение всего жизненного цикла с детальным учетом физико-механических характеристик материалов и особенностей технологических процессов.

«Умный» цифровой двойник электромобиля «КАМА-1» прошёл более 800 виртуальных испытаний на виртуальных испытательных стендах и полигонах, продемонстрировал соответствие всем требованиям международной сертификации и Таможенного союза.

Алексей Боровков отметил, что 3 февраля 2021 года генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева в рамках рабочей встречи в Кремле представила Президенту России Владимиру Путину электромобиль «КАМА-1».

Более подробно спикер представил CML–платформенные решения, лежащие в основе разработки электромобиля «КАМА-1»:

«Применение новых производственных технологий, цифровых платформ собственной разработки, решение разных классов задач позволяют генерировать новые решения, выпускать высокотехнологичную продукцию в кратчайшие сроки под задачи целевой аудитории»,
– подчеркнул Алексей Иванович.

Во второй части выступления Алексей Боровков представил ключевые тренды на мировом рынке электромобильности.

Одной из ключевых тенденций стал постепенный отказ автопроизводителей во всем мире от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и переход к производству электромобилей.

Спикер привел данные, что в сентябре 2020 года в Европе было впервые зарегистрировано больше автомобилей на альтернативных источниках энергии, чем дизельных автомобилей.

Было отмечено, что крупнейшая американская автомобилестроительная корпорация General Motors рассчитывает к 2035 году перейти на выпуск машин с электродвигателями, а к 2040 году компания готовится перестроить работу таким образом, чтобы в результате её деятельности не было каких-либо выбросов углекислого газа.

Отдельное внимание в лекции было уделено государственным программам стимулирования спроса на электромобили и развитию зарядной инфраструктуры в России и в мире. Было отмечено, что в ближайшие годы ожидается рост мирового рынка на 25-35%, что положительно повлияет на стоимость владения электромобилем.

Алексей Боровков также рассказал о новых бизнес-моделях для развития рынка электротранспорта. Например, бизнес-модель «аккумулятор как услуга», по прогнозам экспертов, стимулирует рост продаж электромобилей. В качестве примера формирования такой бизнес-модели послужил китайский электромобиль «Nio». Сейчас для владельцев электромобилей «Nio» замена батареи на новую 100% заряженную батарею бесплатна и занимает до 6 минут.

Подводя итоги выступления, Алексей Иванович отметил, что электромобильность формирует экосистему технологий и стимулирует развитие новых рынков, значительно снижает барьеры для появления новых лидеров, способствует формированию новых приоритетов технологического и социально-экономического развития мегаполисов и регионов, развитию инфраструктуры зарядок и городской среды в области развития электротранспорта.