Развитие экосистемы инноваций: СПбПУ получил статус федеральной инновационной площадки
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) по итогам конкурсного отбора получил статус федеральной инновационной площадки (ФИП) для реализации в 2021–2026 гг. проекта «Развитие кадрового и научного потенциала на базе инновационной модели «Университет 4.0». Координатором проекта станет Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».
Перечень организаций, отнесенных к ФИП, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, утвержден приказом министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова (приказ №1580 от 25.12.2020, зарегистрирован в Минюсте 03.02.2021 – №62355).
В соответствии с конкурсной документацией и заявленным инновационным образовательным проектом основным направлением деятельности ФИП СПбПУ будет разработка, апробация и внедрение новых программ подготовки в сфере высшего профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации.
Приоритетная область деятельности – инженерное образование. Срок реализации проекта – 6 лет.
Руководство ФИП СПбПУ:
Рудской Андрей Иванович ректор СПбПУ, академик РАН Руководитель проекта |
|
Боровков Алексей Иванович проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ и НЦМУ «Передовые цифровые технологии» Заместитель руководителя проекта по вопросам координации выполнения НИОКТР и образовательных проектов, в том числе ДПО по направлению «Новые производственные технологии» и взаимодействия с высокотехнологичной промышленностью |
|
Сергеев Виталий Владимирович проректор по научной работе СПбПУ, член-кор. РАН Заместитель руководителя проекта по вопросам координации выполнения НИР, академических магистерских программ, программ аспирантуры, ДПО |
|
|
- установление качественно новой взаимосвязи образования, науки и промышленности, развитие системы эффективного взаимодействия университета с ведущими отечественными и зарубежными научно-образовательными организациями и высокотехнологичными компаниями;
- развитие и совершенствование политехнической модели инженерного образования и выполнения научных исследований, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и глобально конкурентоспособных специалистов;
- опережающая подготовка научно-технических кадров, обладающих компетенциями мирового уровня на основе интеграции образовательного процесса с исследованиями и разработками по приоритетным направлениям развития с целью обеспечения конкурентоспособности и в интересах высокотехнологичных отраслей национальной экономики;
- развитие кадрового потенциала университета, привлечение и вовлечение в научно-исследовательскую деятельность талантливой молодежи путем развития связей между проектами развития человеческих ресурсов, создания комфортной среды для научно-технического творчества молодежи и междисциплинарных научно-исследовательских проектов;
- развитие предпринимательской инициативы, создание и развитие современной системы коммерциализации результатов научных исследований и разработок университета для обеспечения устойчивого потока финансирования, независимого от бюджетного.
Целевая модель СПбПУ – модель «Университет 4.0» – совместное развитие подразделений (институтов) в рамках единой экосистемы, находящихся на разных стадиях развития университетов:
- модель «Университет 1.0» – реализация основного образовательного процесса, фундаментальная физико-математическая, инженерно-техническая, гуманитарная и социально-экономическая подготовка;
- модель «Университет 2.0» – результативная научно-исследовательская работа по актуальным направлениям с последующим трансфером научных достижений в образовательный процесс;
- модель «Университет 3.0» – модель предпринимательского университета, формирование и развитие междисциплинарных команд, готовых к быстрым изменениям, оперативно реагирующих на вызовы внешней среды, готовых к коммерциализации результатов через создание бизнеса (стартапов и малых инновационных предприятий);
- модель «Университет 4.0» – формирование национальной повестки в области развития и применения передовых производственных технологий, формирования цифровой промышленности и цифровой экономики России.
Реализация модели «Университет 4.0» на первом этапе развития (2013–2017 гг.) была основана на концепции «Формирование Local GreenField в условиях Global BrownField», в рамках которой на конкурсной основе были созданы эффективно взаимодействующие на принципах конвергенции и синергии (организационный принцип формирования «матрешки») подразделения-драйверы в определенном направлении: Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» / CompMechLab® (2013), стратегическая академическая единица Центр превосходства «Передовые производственные технологии» (2014), Институт передовых производственных технологий (2015), Центр компетенций НТИ «Новые производственные технологии» (2017).
На втором этапе развития (2018–2030 гг.) масштабируются и тиражируются апробированные лучшие практики на базе подразделений-драйверов: Центр НТИ СПбПУ и Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии» СПбПУ (2020–2030) с широким участием передовых научных групп из разных институтов университета.
Следующий этап развития – реализация Стратегии развития университета 2030 в рамках программы «ПРИОРИТЕТ 2030» (ранее – «Программа стратегического академического лидерства») Минобрнауки России.
Принципы инновационной образовательной программы:
- Обучение действием (Learning-by-Doing): участие студентов, магистров, аспирантов СПбПУ в выполнении реальных НИОКР по заказам промышленных предприятий. Важны наставничество и интеллектуальная среда, которая обеспечивает постоянное живое общение между группами, выполняющими разные проекты, способствует обмену знаниями и быстрому решению рабочих вопросов.
- «Смешанное» (гибридное) обучение (Blended Learning): сбалансированное сочетание онлайн-обучения, интерактивного взаимодействия – с традиционными методами обучения в аудитории. При реализации технологий онлайн-обучения акцент делается на использовании элементов геймификации, имитационных тренажеров и симуляторов, виртуальных лабораторий, лабораторий с удаленным доступом к высокотехнологичному оборудованию.
- Междисциплинарное обучение (Interdisciplinary Learning): построение целостного образовательного процесса для подготовки специалиста, способного осознано использовать потенциал фундаментальных дисциплин для комплексного решения профессиональных задач.
- Формирование новых компетенций, нацеленных на экономику будущего, за счет построения обучения по собственным образовательным стандартам. Особое значение придается формированию цифровых компетенций, направленных на комплексное позиционирование творческой личности в новой цифровой среде.
- Билингвальная подготовка, означающая возможное наличие элементов программы как на русском, так и на английском языке.
- Построение индивидуальных траекторий обучения (кастомизация обучения) с использованием цифровых инструментов.
Новизна предлагаемой программы в уникальной модели образовательной, исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности, для которой актуальные задачи выбираются в рамках глобальных трендов из высокотехнологичной промышленности по заказам ведущих в своей отрасли индустриальных партнеров:
{D / C → R / S → T / E}
(«Разработки → Прикладные и Фундаментальные Исследования → Специализированная Подготовка и Фундаментальное Образование»),
где – Science-Intensive Development / Hi-Tech Industrial Consulting, глобально конкурентоспособные наукоемкие и высокотехнологичные разработки и консалтинг;
R/S – Industrial Problem-Oriented Research / Basic Science, проблемно-ориентированные и фундаментальные исследования мирового уровня;
T – Training, специализированная подготовка на основе оригинального инновационного CDIO++-подхода: Conceive – Design – Implement – Operate; Планирование – Проектирование – Производство – Применение – в рамках выполнения реальных НИОКР по заказам промышленности;
E – Education, фундаментальное физико-математическое, инженерно-техническое и вычислительное (Simulations, HPC) образование (на основе оригинального STEM*-подхода – Science (включая Mathematics) & Technology & Engineering & Manufacturing).
Именно такая последовательность обеспечивает поддержание каждой из компетенций на мировом уровне в условиях быстрого устаревания знаний, появления новых технологий и недостаточного для динамичного и конкурентоспособного развития государственного финансирования образования, исследований и разработок.
Одним из первых проектов в рамках реализации программы ФИП станет организация и проведение совместно с АО «ТВЭЛ» (Топливная компания Госкорпорации «Росатом») серии научно-практических семинаров по теме современных подходов к проектированию и разработке наукоемкой техники, а также запуск в сентябре 2021 года совместной магистерской программы «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» на основе инновационной образовательной модели Института передовых производственных технологий СПбПУ. Одной из особенностей магистерской программы станет возможность для студентов вести реальные научные исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). По итогам обучения лучшие студенты смогут претендовать на трудоустройство в Топливной компании Росатома.
Предполагается, что положительный опыт реализации первой магистерской программы будет затем тиражирован и масштабирован – по разным направлениям, в интересах высокотехнологичных промышленных предприятий и индустриальных партнеров в рамках совместных НИОКР.