Инфраструктурный центр
«Технет» СПбПУ

10 Августа 2021 года
Данная новость была прочитана 19363 раза

«15-летний горизонт: курс на маяк!»: представители Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» на закрытии второго такта Архипелага 2121 «Среда, технологии, рынки»

4 августа 2021 года в концертном зале Новгородской филармонии состоялось закрытие второго такта Архипелага 2121 «Среда, технологии, рынки» с переходом к третьей части – «Практики». После второй части мероприятия, на которой разрабатывались и проводились стресс-тесты проектов-маяков, стартовал третий такт с участием представителей администраций регионов, наукоградов, научных центров, университетов. Новым участникам «Архипелага 2121» предстояло проработать этапы деятельности в проектах-маяках на уровне своих регионов. Для погружения в контекст проработки проектов-маяков в области отечественного электротранспорта с докладами выступили руководитель отдела маркетинга Центра компетенций НТИ СПбПУ Андрей Таршин и генеральный директор Ассоциации «Технет» Кузьма Кукушкин.

«Архипелаг 2121» – одно из ключевых мероприятий Национальной технологической инициативы в рамках Года науки и технологий, проектно-образовательный интенсив для индивидуальных участников, лидеров стартапов, компаний, проектов, представителей региональных и вузовских команд.

Генеральный директор Ассоциации «Технет» Кузьма Кукушкин представил проект-маяк «Электромобиль и водородный автомобиль», который ранее участники «Архипелага 2121» рассмотрели в ходе второго такта мероприятия вместе с другими проектами-маяками. Наряду с Центром НТИ СПбПУ и Ассоциацией «Технет» в обсуждении приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Россетей, Института проблем химической физики РАН, Центра НТИ «Новые мобильные источники энергии», Сколковского института науки и технологий, Почты России, ведущих университетов, частного бизнеса в области электротранспорта, разработчики батарей и зарядной инфраструктуры.

Проект-маяк «Электромобиль и водородный автомобиль» заключается в создании линейки электротранспорта: легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, пассажирского городского транспорта на электрической тяге, а также зарядной и заправочной инфраструктуры:

«Создание линейки российского электротранспорта – «вытягивающий» проект, поскольку его развитие стимулирует производство смежных компонентов: батарей, электродвигателей, микроэлектроники, программного обеспечения, платформ и сервисов. Если говорить про направление «Технет», здесь идет речь и развитии Цифровой фабрики, Умной фабрика и Виртуальной фабрики. Важным аргументом в пользу развития данного проекта является высокий объем рынка, который, по нашим оценкам, составляет 7 трлн. рублей. Ключевым вызовом для нашего проекта является то, что на запуск у нас есть всего 2-3 года. Это позволит нам занять долю в сегменте электротранспорта в России и в мире, не испытывая конкуренции со стороны мировых лидеров. На данный момент, идет активная работа по формированию госполитики в сфере поддержки электротрнаспорта. Координатором проекта является Минэкономразвития России. По итогам стресс-теста было предложено в проекте больше внимания уделить именно разработке российского электромобиля и его запуску в производство. Также отмечена необходимость создания центра разработки электротранспорта в России», – заявил в ходе презентации проекта Кузьма Кукушкин.

Также, спикер добавил, что Россия уже активно включилась в проект по электротранспорту, рассказав о первом российском электромобиле, разработанном на основе технологии цифровых двойников – КАМА-1. Электромобиль «КАМА-1» разработан совместно с индустриальным партнером – ПАО «КАМАЗ» «с нуля» и без ДВС-предшественника в кратчайшие по стандартам автомобилестроения сроки – всего за 2 года.

Подробно о результатах работы по разработке концепций проектов, об их особенностях, о взаимовыгодном сотрудничестве с вузами, а также о благоприятном влиянии проектов на экономику, различные отрасли и, в целом, на регионы страны рассказали представители рабочих групп разработчиков проектов-маяков на онлайн-встрече «Проекты-маяки: диалог с вузами и регионами. «AeroNet. Беспилотная аэродоставка грузов», «TechNet. Электромобиль и водородный автомобиль», «AutoNet. Беспилотные логистические коридоры», «NeuroNet. Нейрореабилитация» в рамках трека «Рынки и проекты-маяки». Руководитель отдела маркетинга Центра компетенций НТИ СПбПУ Андрей Таршин поделился информацией о проекте-маяке «TechNet. Электромобиль и водородный автомобиль».

В начале выступления, спикер отметил, что появление электротранспорта стимулирует не только производство автомобилей и дополнительных компонентов, таких как батареи, тяговые системы, электроника, но и способствует развитию новых бизнес-проектов в регионах.

Андрей Таршин акцентировал внимание на различных мерах поддержки российского автопрома и привел пример успешного внедрения мер по стимулированию спроса на автомобили отечественного производства – государственную программу (входящую в программу проекта-маяка) «Первый автомобиль». Государственная поддержка спроса, стартовавшая летом 2017 года, существовала до конца 2018 года. За это время значительно повысилась эффективность и покупательская активность граждан, что способствовало развитию отечественного автомобилестроения и снижению негативного тренда рынка. Считается, что благодаря возобновлению субсидирования в 2020 году в дальнейшем произойдет подъем российского авторынка на новый уровень продаж.

Подробно спикер рассказал о конструкциях электромобилей, которые обладают рядом особенностей:

  • платформа в виде «скейтборда», на которую можно разместить разнообразные варианты корпуса, в том числе и съемные;
  • иные динамические характеристики, связанные с низким центром тяжести и особенностями электродвигателей;
  • разные жизненные циклы у самого автомобиля и у батареи;
  • разнообразие вариантов зарядки автомобиля: медленные, быстрые, сверхбыстрые, дома, в офисе, на зарядной станции, в ресторане быстрого питания и т.д.

«Все это может изменить потребительские практики использования транспорта и открыть двери для целого ряда новых бизнесов, производств, стартапов, и даже новых бизнес-моделей: например, таких, как сервисы по обслуживанию или утилизации батарей, модель «батарея в лизинг», системы vehicle-to-grid, мультимодальные перевозки и так далее. В Китае в 2020 году, даже в разгар пандемии, было создано около 50 тыс. новых бизнесов, связанных с транспортом на новых источниках энергии: сервис, продажи, транспорт, такси, доставка, лизинг, а всего таких компаний уже более 180 000. Это показательный пример того, как электромобили создают целые отрасли и как можно этим воспользоваться», – завершил Андрей Таршин.

Таким образом, для успешной реализации проекта-маяка «Электромобиль и водородный автомобиль» необходима максимальная поддержка и заинтересованность регионов и вузов, для того, чтобы создать благоприятную среду и инфраструктуру для развития новой отрасли. Системный подход многих регионов в данном направлении говорит о прогрессивном развитии пространства отечественного автопрома.

Организаторы и участники «Архипелага 2121» считают, что электромобили позволят заметно снизить углеродный след, улучшить экологическую ситуацию в населенных пунктах. Ожидается, что к 2024 году будет произведено не менее 25 тыс. электромобилей, 9 тыс. зарядных станций, создано около 1200 рабочих мест. Реализация проекта-маяка, согласно плану, позволит достичь доли не менее 10% в общем объеме производства транспортных средств в РФ в 2030 году.

Пилотными регионами станут Москва, Санкт-Петербург, федеральная трасса между Москвой и Санкт-Петербургом, Нижний Новгород, Казань. В дальнейшем добавятся Краснодарский край и Республика Крым.

Какие еще преимущества у проекта?

К 2024 году планируется:

  • Запустить не менее 1 производства электротранспорта.
  • Выпустить электротранспорт – 25 тыс. ед.
  • Субсидировать спрос на 14 тыс. ед. электротранспорта.
  • Создать 9 тыс. зарядных станций.
  • Создать 1 200 новых рабочих мест.
  • Около 20,6 млрд рублей направить в бюджет РФ в виде доп. налоговых поступлений.

К 2030 году ожидается:

  • На электротранспорт будет приходиться 11% от всего выпуска транспортных средств.
  • Субсидирование спроса на 22 тыс. ед. электротранспорта.
  • Создано 72 тыс. зарядных станций.
  • Создано 1 000 водородных заправок.
  • Создано 39 000 новых рабочих мест.
  • Около 460,1 млрд рублей в бюджет РФ в виде доп. налоговых поступлений.