Ассоциация «Технет»
Инфраструктурный центр «Технет»

7 Октября 2022 года
Данная новость была прочитана 1072 раза

Представители ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ приняли участие в дискуссии на тему подготовки инженеров для предприятий АО «ОДК»

6 октября 2022 года в рамках Всероссийского научно-технического форума двигателей и энергетических установок прошла дискуссия, посвященная подготовке кадров с передовыми инженерными компетенциями.
В обсуждении участвовали представители управленческих команд Передовых инженерных школ (ПИШ), индустриальными партнерами которых выступают предприятия АО «ОДК». В их числе и ПИШ «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского университета Петра Великого (СПбПУ).

Эксперты проектной сессии
  • Карелин Дмитрий Владимирович, заместитель генерального конструктора по НИР АО «ОДК»;
  • Кустова Марина Владимировна, модератор дискуссии, ПАО «ОДК-Кузнецов»;
  • Чупин Павел Владимирович, генеральный конструктор ПАО «ОДК-Кузнецов»;
  • Павлов Евгений Олегович, руководитель департамента инновационного развития АО «ОДК»;
  • Прокофьев Андрей Брониславович, первый проректор  проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета им. С.П. Королева;
  • Иванов Дмитрий Станиславович, директор по инновационному развитию ПАО «ОДК-Сатурн»;
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Смелов Виталий Георгиевич, директор Института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. С.П. Королева;
  • Ткаченко Иван Сергеевич, директор Передовой инженерной аэрокосмической школы «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Самарского университета им. С.П. Королева;
  • Зубко Иван Юрьевич, директор ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Пермского национального исследовательского политехнического университета;
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич, ПИШ «Моторы будущего» Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • Салкуцан Сергей Владимирович, зам. руководителя по образовательной деятельности Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»;

Общая встреча представителей всех ПИШ-партнеров АО «ОДК» проходила впервые после запуска Федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Основная цель дискуссии – сформировать распределённую модель работы Передовых инженерных школ для решения всего комплекса фронтирных инженерных задач двигателестроительной корпорации и подготовки инженеров новой формации, обладающих компетенциями по решению таких актуальных научно-технологических задач.

  • «Что такое опережающая подготовка инженеров и как ее обеспечить? Что включает в это понятие каждая ПИШ, а что – индустриальный партнер в лице ОДК. Хотелось бы в процессе обсуждения прийти к пониманию, чтобы выработать реальные рабочие инструменты»,
    – обратилась к участникам модератор дискуссии Марина Кустова.

Как отметил заместитель генерального конструктора по НИР АО «ОДК» Дмитрий Карелин, новая реальность не могла не отразиться на работе корпорации. Объемы задач, которые сейчас стоят перед предприятиями ОДК, в разы превышают те, что были год назад. В связи с этим развитие технологий и кадрового потенциала является более чем актуальной задачей.

  • «Мы прекрасно понимаем, что у ПИШ есть уже сформированные программы. Однако для повышения эффективности работы их важно трансформировать, исходя из постоянно появляющихся вызовов. Мы формировали ПИШ по тем направлениям, в которым выбранные вузы являются непревзойденными лидерами. Сейчас важно оценить сильные стороны каждой ПИШ и сделать некое объединение лучших практик для реализации качественного образовательного процесса», – объяснил Дмитрий Владимирович
 

Основной части дискуссии предшествовали презентации Передовых школ. О задачах и основных показателях программы ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ рассказал ее руководитель, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков.

Концепцию ПИШ спикер представил в виде Матрицы требований, целевых показателей и ресурсных ограничений. К числу требований отнесены:

  • фронтирные инженерные задачи от индустриальных партнеров,
  • официальные письма поддержки с указанием объемов софинансирования,
  • «технологическая продуктовая логика» – разработка наукоёмких высокотехнологичных инновационных продуктов.

Алексей Боровков высказал утверждение: 

  • «По нашему мнению и это наша позиция – целевые показатели ПИШ должны быть выше, чем численные показатели конкурсной документации, которые можно вычислить для "средней" ПИШ. В федеральном проекте "Передовые инженерные школы" определены целевые показатели для 30 ПИШ России. Каждый показатель делим на 30, получаем среднее значение. Соответственно, ПИШ должна заявить показатели в 2, 3 или 10 раз больше – тогда ты – Передовая школа».

Подход спикер проиллюстрировал прогнозными целевыми показателями ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ. Так, к 2030 году вклад ПИШ СПбПУ в реализацию Федерального проекта, который получен на основе целевых показателей Федерального проекта, должен составить

  • 25% – в части создания новых образовательных программ,
  • 34% – по обучению инженеров в формате ДПО,
  • 69% – по организации стажировок студентов.
  • Общий объем суммы НИОКР ПИШ СПбПУ, которые будут реализованы по заказам высокотехнологичных компаний до 2030 года, – 4,6 млрд рублей.

Алексей Иванович подчеркнул: фронтирные инженерные задачи, обеспечивающие технологический суверенитет, безусловно, должны исходить от высокотехнологичной промышленности – именно этим гарантируется востребованность полученного результата.

Говоря о сотрудничестве с АО «ОДК», спикер отметил, что

  • «К фронтирным инженерным задачам относятся задачи по разработке и развитию отечественных воздушных, морских и наземных газотурбинных двигателей и агрегатов – в первую очередь, это снижение себестоимости и сроков разработки, объемов натурных испытаний и др.
  • Все эти разработки целесообразно вести на основе передовой технологии – технологии цифровых двойников (Digital Twins), причём, а это принципиально важно – на цифровой платформе (например, CML-Bench™), обеспечивающей капитализацию интеллектуального потенциала корпорации и представление всех цифровых моделей, результатов цифровых испытаний, включая на специально разработанных цифровых (виртуальных) стендов и полигонов, результатов верификации и валидации и т. д.».

Совместная работа над высокотехнологичными проектами в двигателестроении идет в рамках Дорожной карты «Технет НТИ – ОДК», подписанной еще в 2018 году.

О взаимодействии Центра НТИ СПбПУ с ОДК по созданию цифровых двойников двигателей и внедрению инновационных технологий по всему жизненному циклу продуктовых программ корпорации Алексей Боровков подробно рассказывал на пленарном заседании форума. В рамках программы ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ определены новые актуальные научно-технологические задачи, которые должны быть уточнены на ближайшем рабочем совещании с заместителем генерального директора - генеральным конструктором «ОДК»  Юрием Николаевичем Шмотиным. 

В своем выступлении Алексей Боровков затронул и вопросы подготовки инженеров по заказам высокотехнологичных компаний - индустриальных партнеров ПИШ СПбПУ. С началом учебного года в ПИШ СПбПУ стартовала подготовка специалистов по магистерским программам и ДПО. Совместно с ПАО «Северсталь» проведён первый набор на новую магистерскую программу «Организация и управление цифровыми наукоёмкими производствами». 24 человека зачислены на магистерскую программу «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство», разработанную и реализуемую совместно с ТВЭЛ, НПО «Центротех», «Центротех-Инжиниринг» (входит в ГК «Росатом»).

В рамках Всероссийского форума двигателей и энергетических установок возможность познакомиться с отраслью двигателестроения получили магистранты ПИШ СПбПУ, которые прошли отбор в конкурсе «ПИШу историю своего успеха». Конкурс на соискание грантов для прохождения практик и стажировок среди студентов, обучающихся по «технологическим магистратурам», проходил в сентябре. Победители приехали в Самару и посетили ПАО «ОДК-Кузнецов».

 

В процессе обсуждения доклада Алексей Боровков ответил на часто задаваемый вопрос о том, что все-таки важнее для Передовой инженерной школы: образовательный блок или выполнение НИОКТР.

  • «Во-первых, если мы говорим про передовое инженерное образование, то индустриальным партнёром должна быть сформирована фронтирная инженерная задача. Если ее нет, то мы, естественно, приходим к массовому инженерному образованию, которым, как правило, занимаются преподаватели, не выполняющие НИОКР по заказам промышленности, зачастую, давно – 5, 10, 15 и более лет.
  • Во-вторых, должно быть официальное письмо поддержки о софинансировании  Программы реализации ПИШ со стороны индустриального партнёра. Если его нет – это обычное массовое образование, когда высшая школа сама себе определяет задачи, но это, зачастую и как правило, совсем не те задачи, которые актуальны и востребованы высокотехнологичной промышленностью.
  • В-третьих, если выполнены первые два условия ПИШ получает право создавать инновационные образовательные программы в интересах высокотехнологичной промышленности. Как могут учить те, кто не работает с промышленностью? Традиционные, классические, знания таким образом можно передать, но это не передовые наукоемкие мультидисциплинарные технологии, применяемые для решения фронтирных инженерных задач. И этот момент принципиально важен: термин «передовая» не должен размываться, он должен регулярно, ежегодно, на системной основе подтверждаться результатами совместной деятельности с индустриальными партнерами из высокотехнологичной промышленности»,
    – резюмировал Алексей Иванович.

О том, что уже сделано, и что еще предстоит сделать, рассказали представители управленческих команд еще пяти ПИШ, программы которых поддержали предприятия АО «ОДК». Это ПИАШ «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Самарского университета, ПИШ «Моторы будущего» Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), недавно вошедшего в состав недавно сформированного Уфимского университета науки и технологий, ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), ПИШ Новосибирского государственного университета (НГУ), а также удаленно – ПИШ Московского авиационного института (МАИ). Среди перспективных планов и предложений была озвучена необходимость кооперации между Передовыми инженерными школами, которые поддержала ОДК.

  • «Мы понимаем, что у каждого из вузов есть какая-то определенная сильная компетенция. Я поддержку Алексея Ивановича в том, что у каждого вуза есть то, в чем он силен, есть базовое направление. Мы полностью открыты к кооперации и понимаем, что только кооперируясь, мы можем сделать что-то масштабное»,
    – отметил руководитель ПИШ «Моторы будущего» Уфимского государственного авиационного технического университета Вячеслав Вавилов.

Со своей стороны, представители ОДК добавили, что индустриальному партнеру также требуется адаптация к новых условиям и формам работы. В частности, следует выработать решения не только как правильно подготовить передового специалиста, но и удержать его в компании.

 

Обсуждение инструментов и механизмов совершенствования образовательных программ ПИШ под запросы ОДК продолжилось в малых группах. Формат единой встречи участники признали эффективным и отметили, что такие дискуссии следует проводить регулярно. Тем более, перед всеми ПИШ стоит единая глобальная задача: трансформировать инженерное образование в России, сделать его передовым в России.

Напомним, в августе, выступая на IX Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022», министр науки и высшего образования России Валерий Фальков четко обозначил, что уже со следующего года финансирование Передовых школ будет зависеть от конкретных результатов работы.