Представители Омского государственного технического университета ознакомились с ключевыми компетенциями Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
20 декабря 2023 года Передовую инженерную школу (ПИШ) «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) посетили представители Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Цель визита – знакомство с ключевыми компетенциями структурных подразделений, входящих в Экосистему технологического развития СПбПУ.
Важно отметить, ОмГТУ вошел в число победителей второй волны конкурсного отбора по созданию передовых инженерных школ в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы»: в 2024 году университет получит финансирование, а с 1 сентября 2024 года начнутся занятия в инженерной школе. Для реализации проекта представители университета решили познакомиться с лучшими практиками передовых инженерных школ, и прежде всего – с ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
- Леонтьева Наталья Николаевна, проректор по научной и инновационной деятельностиОмского государственного технического университета (ОмГТУ);
- Васильев Евгений Владимирович, заведующий кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты» ОмГТУ;
- Чуранкин Вячеслав Геннадьевич, заведующий кафедрой «Технология машиностроения» ОмГТУ;
- Попов Андрей Юрьевич, профессор кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» ОмГТУ;
- Конорева Татьяна Васильевна, руководитель проектного офисаОмГТУ;
- Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
- Рождественский Олег Игоревич, заместитель руководителя Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Левенцов Валерий Александрович, директор Института передовых производственных технологий СПбПУ;
- Сачава Дмитрий Сергеевич, начальник отдела маркетинга передовых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
Открывая встречу, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков рассказал об Экосистеме технологического развития СПбПУ: «Уже почти 10 лет мы задаем тренды в области передовых цифровых и производственных технологий. Первым делом мы «перевернули»классическую модель обучения. Так, в 2014 году мы запустили направление «новые производственные технологии», создали институт, где на первом месте – прорывные разработки и НИОКР, потом – фундаментальные исследования, и далее – образование».
Алексей Иванович отметил, что сейчас в Экосистему технологического развития СПбПУ входят пять федеральных структур: Центр компетенций Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» (Центр НТИ СПбПУ), Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии» (НЦМУ СПбПУ), Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ), Инфраструктурный центр НТИ по направлению «Технет» (передовые производственные технологии, Инфраструктурный центр НТИ «Технет») и Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий (ЦТТ СПбПУ).
«Грант на развитие Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» на 2022–2023 гг. составляет порядка 600 млн. рублей. 22 корпорации и высокотехнологичные компании – это 7 дивизионов Госкорпорации «Росатом», АО «ОДК» (Госкорпорация «Ростех»), ПАО «Газпром нефть», ПАО «Северсталь» и другие – поддержали нас гарантийными письмами с указанием направлений сотрудничества и перечнем тем актуальных НИОКР с объемом софинансирования 1,7 млрд. рублей в 2022 –2030 гг. В Передовой инженерной школе будут функционировать 15 магистерских программ и 84 программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Важно отметить, что сейчас обучение идет по 6 магистерским программам и 33 ДПО: так, в настоящий момент обучается порядка 130 магистрантов и более 2100 инженеров мы уже выпустили в рамках программ ДПО», – сообщил спикер.
Основная цель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» – создание нового типа инженерной подготовки в интересах высокотехнологичных компаний России за счет цифровой трансформации образовательных подходов и технологий, включающей разработку новых программ высшего образования и дополнительных образовательных программ на основе выполнения прорывных исследований и НИОКР, направленных на решение актуальных фронтирных инженерных задач.
«Основная проблема российского инженерного образования состоит в том, что на старших курсах магистратуры преподают те, кто 5-10-15 лет не работал с промышленностью. Зачастую инженера «затащить» в преподаватели – нерешаемая задача. Однако мы создаем программы, состоящие из модулей, таким образом, привлекаем инженера в качестве преподавателя на 4-8 часов по какому-либо блоку, в котором он компетентен», – поделился своим мнением Алексей Боровков.
Далее Алексей Иванович рассказал о возможностях разработанной представителями Экосистемы технологического развития СПбПУ Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, которая содержит уже порядка 320 тысяч цифровых и проектных решений: «Благодаря Цифровой платформе мы можем молодого инженера, у которого ещё нет большого опыта проектной работы, ознакомить с уже реализованными проектами, которые хранятся на Цифровой платформе CML-Bench®. У него есть возможность посмотреть цифровой след проекта, как именно принималось решение по месяцам, по дням. И, таким образом, формируется цифровой след его деятельности: что инженер умеет, в каких проектах что делал, какого уровня сложности модель разрабатывал, какие технологии применял».
Об образовательной деятельности, которая ведется в Передовой инженерной школе, рассказал Валерий Левенцов, директор Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ: «Мы работаем в двух укрупненных группах –машиностроение и управление в технических системах. В машиностроении реализуется направление «Прикладная механика», где создано 7 магистерских программ. По второй укрупненной группе у нас 2 направления – это «Организация и управление наукоемкими производствами» и «Системный анализ и управление». Каждая программа имеет своего технологического партнера».
Валерий Александрович отметил, что, создавая магистерскую программу, с индустриальным партнёром заключается соглашение – дорожная карта, где прописывается перечень НИОКР и в отдельном разделе прописываются основные образовательные программы или программы ДПО, которые будут реализовываться в ПИШ.
«То есть у нас есть фронтирная инженерная задача, которая разбивается на серию НИОКР и каждому студенту на старте поступления составляется индивидуальный план магистра, и в первом семестре он уже понимает, с какими наставниками индустриального партнера он будет работать, в каких лабораториях начинает работать. Мы определяем с индустриальным партнером те задачи профессиональной деятельности какими компетенциями должен обладать наш выпускник, раскладываем их на индикаторы и дескрипторы, и составляем матрицу компетенций»,– заметил Валерий Левенцов.
Модель магистратуры ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» предполагает, во-первых, определение матрицы компетенций, далее, определение перечня дисциплин. Важный момент, что в процессе обучения студенту даются как формализованные знания (лекции), так и неформализованные (возникают в процессе неформального общения с инженерами в ходе выполнения НИОКР).
Реализация практико-ориентированного обучения в ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» предполагает:
- 12 часов в неделю участие студента вНИОКР и 12 часов – традиционное обучение,
- открытые лекции ведущих ученых для студентов и аспирантов ПИШ,
- стажировки студентов вне рамок учебного процесса,
- внеучебные активности.
Директор Института передовых производственных технологий также рассказал про уникальную разработку СПбПУ–Цифровой компьютерный тренажер «LEAN Производство», который представляет собой онлайн-платформу по усвоению навыков, инструментов и основ бережливого производства при помощи практических решений на симуляторе. Используется для обучения и проведения профессиональных соревнований, а также применяется в качестве корпоративного тренажера для отдельного предприятия.
Напомним, в октябре 2023 года уникальный цифровой тренажер для обучения бережливому производству «LEAN Производство», разработанный группой экспертов Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», удостоен первого места в номинации «Лучшая кадровая технология в профессиональном развитии персонала».
«Для сотрудников ПАО «Интер РАО» нами был разработан онлайн-курс «Цифровые компетенции в энергетике», который ориентирован на формирование базового уровня владения компетенциями, и должен дать возможность получить представление о цифровой трансформации, цифровых технологиях, инструментах, моделях. Он содержит 57 тем, более 60 кейсов, глоссарий с более чем 1500 терминами, серию видео-интервью с 8 топ-менеджерами «Интер РАО». В 2022 году данный курс прошли более 1500 сотрудников компании», – отметил Валерий Левенцов.
В конце рабочей встречи участники обсудили возможные направления сотрудничества СПбПУ и ОмГТУ. Также делегация университета посетила Научно-технологическое образовательное пространство «ТВЭЛ-СПбПУ», которое включает в себя учебный класс для занятий магистрантов и рабочую зону для инженеров ПИШ СПбПУ и Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, выполняющих высокотехнологичные проекты в интересах ГК «Росатом».