Инфраструктурный центр
«Технет» СПбПУ

21 Марта 2024 года
Данная новость была прочитана 2014 раз

В Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» совместно с ОДК открыты два новых научно-технологических образовательных пространства

Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией (АО «ОДК», входит в ГК «Ростех») запустили в работу сразу два объекта научно-образовательной инфраструктуры. Это научно-технологическое образовательное пространство «Передовые цифровые технологии в двигателестроении» и демонстрационный стенд «Авиационный двигатель с системой контроля».

Торжественная церемония прошла 19 марта в Научно-исследовательском корпусе СПбПУ «Технополис "Политех"». В ней приняли участие заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин, генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев, директор по инновационному развитию ПАО «ОДК-Сатyрн» Дмитрий Иванов и другие представители ОДК.

Политех представляли ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской, проректор по цифровой трансформации СПбПУ Петра Великого, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков и специалисты ПИШ СПбПУ.

Участники торжественного открытия научно-образовательных пространств

От СПбПУ:

  • Рудской Андрей Иванович, ректор СПбПУ, академик РАН
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Рождественский Олег Игоревич, заместитель руководителя по развитию Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Левенцов Валерий Александрович, директор Института передовых производственных технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Салкуцан Сергей Владимирович, директор центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Алешина Алена Сергеевна, заместитель директора научно-образовательного центра «Авиационные двигатели и энергетические установки» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Себелев Александр Александрович, начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Барсков Виктор Валентинович, и.о. директора Института энергетики СПбПУ, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Авиационные двигатели и энергетические установки» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»

От АО «ОДК»:

  • Шмотин Юрий Николаевич, заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК», член Наблюдательного совета Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
  • Томилина Татьяна Викторовна, руководитель департамента управления знаниями и развитием персонала подразделений НИОКР АО «ОДК»
  • Павлов Евгений Олегович, руководитель департамента инновационного развития АО «ОДК»

От ПАО «ОДК-Сатурн»:

  • Иванов Дмитрий Станиславович, директор по инновационному развитию ПАО «ОДК-Сатурн», член Наблюдательного совета Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»

От АО «ОДК-Климов»:

  • Елисеев Всеволод Александрович, генеральный конструктор АО «ОДК-Климов»
  • Мелехин Андрей Анатольевич, заместитель генерального конструктора – начальник ОКБ АО «ОДК-Климов»
  • Липин Алексей Владимирович, заместитель генерального конструктора АО «ОДК-Климов» по перспективным разработкам

Современное пространство «Передовые цифровые технологии в двигателестроении» рассчитано на совместную проектную работу студентов и сотрудников Передовой инженерной школы СПбПУ с инженерами ОДК, решающими фронтирные инженерные задачи в интересах корпорации. На площади 106 кв. м оборудовано 7 рабочих и 12 учебных мест. Здесь будут обучаться магистранты совместной образовательной программы, которая нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, проектирующих газотурбинные двигатели с применением передовых цифровых технологий. Пространство полностью готово к проведению учебных занятий.

  • «Мы как индустриальный партнер гордимся, что работаем с Передовой инженерной школой Политеха, гордимся тем, что знания и опыт, которые есть у Алексея Ивановича Боровкова и его команды, мы используем в работах при создании современных газотурбинных двигателей,
    – подчеркнул в своем выступлении Юрий Шмотин.
  • Для того, чтобы проводить обучение студентов ПИШ СПбПУ, нужен инструментарий: это и программное обеспечение, и высокопроизводительная вычислительная техника. Я искренне рад, что у ОДК и Политеха теперь есть общее научно-образовательное пространство, где мы будем готовить будущих специалистов Объединенной двигателестроительной корпорации, организовывать переподготовку наших работников по направлению «Цифровизация в двигателестроении». Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и его развитие, на те новые перспективные интересные задачи, которые нам предстоит вместе решить».
 
  • «АО «ОДК» – стратегический партнер не только Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», но и всей экосистемы технологического развития Санкт-Петербургского политехнического университета.
  • Совместно мы уже реализовали ряд важнейших проектов национального масштаба, в том числе разработали цифровой двойник авиационного двигателя ТВ7-117СТ-01 и цифровой двойник морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата.
  • Проектирование и изготовление двигателей – это показатель уровня государства, масштаба интеллектуальной, инженерной, конструкторской мысли. Потому что и в авиации, и в судостроении двигатель – это сердце. А сердце – это не только любовь, но и то, что позволяет нам жить, двигаться, мыслить и вершить большие дела»,
    – отметил Андрей Рудской.
  • «Наша задача – на шаг опережать технологии, которые стремительно развиваются,
    – добавил Всеволод Елисеев.
  • Тот факт, что сегодня мы открываем новое научно-образовательное пространство, где будут условия для реализации новых образовательных программ и программ переподготовки, это очень важно для нас как для двигателестроителей. В наше время, когда мы учились, таких возможностей и инструментов не было, поэтому я даже отчасти завидую молодым коллегам и уверен, что за ними будущее».

Выстроенное с 2017 года партнерство экосистемы технологического развития Политеха и АО «ОДК» включает целый ряд значимых событий. В их числе – подписание дорожной карты «Технет НТИ – ОДК» на 2018–2025 гг., внедрение цифровой платформы CML-Bench® в дочерних организациях АО «ОДК», реализация проекта государственного значения по разработке технологии цифрового двойника морского газотурбинного двигателя, запуск совместных магистерских программ и программ ДПО в ПИШ СПбПУ и многие другие.

  • «Двигателестроение – это драйвер всех высокотехнологичных отраслей промышленности, а газотурбинные двигатели относятся к числу самых сложных конструкций в мире,
    – отметил Алексей Боровков.
  • Мы очень рады, что наше сотрудничество с ОДК развивается по целому ряду направлений. В 2018 году мы подписали дорожную карту, став одними из первых в стране, кто перевел взаимодействие университета и промышленной корпорации в формат стратегического планирования. На несколько лет вперед были определены общие задачи, которые предстояло решать в соответствии со стратегией развития ОДК.
  • Мы как университет, а впоследствии и Передовая инженерная школа СПбПУ, готовим инженерные кадры, обладающие компетенциями мирового уровня для выполнения высокотехнологичных мультидисциплинарных проектов. Развитие образовательной, научной, технологической инфраструктуры также является частью наших совместных планов. Передовая инженерная школа СПбПУ готова активно работать дальше, формировать прорывные направления в науке и технике».
 

После торжественной церемонии открытия представители ОДК пообщались с инженерами и студентами ПИШ СПбПУ, которые выполняют проекты в сфере двигателестроения. Текущий статус наиболее значимых разработок представил начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении ПИШ СПбПУ Александр Себелев.

В числе актуальных НИОКР – разработка цифрового двойника двигателя ВК-650В, разработка научно-технических основ создания авиационного гибридного двигателя малой мощности и его системы автоматического управления, развитие отраслевой версии Цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®, разработка турбовинтового газотурбинного двигателя CML-180/240.

 

Основная концепция нового образовательного пространства – это объединение рабочей зоны инженеров и класса для занятий магистрантов, которые проходят обучение на совместных проектах. Выполняя реальные НИОКР, студенты самостоятельно применяют теоретические знания на практике, хорошо усваивают учебный материал и понимают его применение в инженерной деятельности.

  • «Открытие данного пространства позволит студентам Передовой инженерной школы Политеха решать современные инженерные задачи двигателестроения с помощью передовых цифровых технологий. Студенты смогут напрямую взаимодействовать с инженерами ПИШ и ОДК, так процесс обучения будет гораздо эффективнее. Это даст возможность получить реальный практический опыт в двигателестроении – одной из самых высокотехнологичной отраслей промышленности»,
    – поделилась инженер отдела перспективных разработок в двигателестроении и студентка ПИШ СПбПУ Элеонора Никольская.

Знакомясь с проектами Передовой инженерной школы СПбПУ, Юрий Шмотин посетил ещё одно Научно-технологическое образовательное пространство CML-Bench®, где осмотрел еще одну уникальную разработку ПИШ СПбПУ – БПЛА «Снегирь-1».

За 5 месяцев специалистами ПИШ СПбПУ «с нуля» разработан и изготовлен БПЛА гибридной компоновки: «мультироторная схема» на взлёте-посадке и самолётная схема «летающее крыло» на крейсерском режиме. При изготовлении БПЛА применены аддитивные технологии и композиционные материалы, цифровое проектирование и моделирование проводилось на Цифровой платформе CML-Bench®.

На прошедшем недавно Всемирном фестивале молодежи в Сочи данная разработка была представлена заместителю председателя Правительства РФ – министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.

 

В этот же день в ПИШ СПбПУ был открыт демонстрационный стенд «Авиационный двигатель с системой контроля», который включает в себя площадку с двигателем ТГ-16 для проведения лабораторных работ, демонстрационную площадку с лабораторно-учебными стендами, учебный класс для магистрантов.

Стенд объединяет макеты авиационных двигателей, симулятор дефектов роторных машин «Магнум MFS-MG», лабораторию «Аэродинамика и аэромеханика ЛА» Модель 200 и систему модального анализа. Он будет использоваться специалистами НОЦ «Авиационные двигатели и энергетические установки» ПИШ СПбПУ и АО «ОДК-Климов» для разработки математических моделей элементов газотурбинной установки и экспериментального стенда для отработки системы САУ, подготовки магистрантов ПИШ СПбПУ и решения фронтирных инженерных задач создания гибридного газотурбинного двигателя.

 

Завершением визита представителей АО «ОДК», АО «ОДК-Климов», ПАО «ОДК-Сатyрн» стало рабочее совещание. Стороны обсудили промежуточные результаты по текущим проектам и наметили приоритетные задачи на перспективу.

Алексей Боровков озвучил некоторые итоги работы ПИШ СПбПУ в 2023 году. Ранее результаты, достигнутые за год совместно с индустриальными партнерами, были представлены на заседании Совета по грантам под председательством Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.

Алексей Иванович подчеркнул, что в 2023 году ПИШ СПбПУ выполнила все заявленные в Программе развития ПИШ показатели более чем на 100%.  Обучение прошли 2209 человек, 26 студентов прошли стажировки. Более 50% выпускников трудоустроены на предприятиях-партнерах ПИШ, остальные – в высокотехнологичной промышленности и в ПИШ СПбПУ.

Перечисляя ключевые проекты, руководитель ПИШ СПбПУ отдельно выделил успешное завершение знакового для отечественного двигателестроения проекта – разработки цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата. Проект реализован в интересах ПАО «ОДК-Сатурн» на базе цифровой платформы CML–Bench®, которая была успешно доработана и адаптирована для построения цифровых двойников ГТД различного назначения. Цифровая платформа (200 рабочих мест) была развернута на предприятии «ОДК-Сатурн» и внедрена в процесс проектирования в КБ.

  • «Дорожная карта 2018–2025 гг., с которой начиналось наше сотрудничество с ОДК, была актуализирована и преобразована в дорожную карту «ОДК – ПИШ СПбПУ» на 2023–2030 гг. В соответствии с актуальными вызовами, стоящими перед высокотехнологичной промышленностью, уточнены наши общие задачи. Мы готовы продолжать работу, в режиме раз в год или полгода актуализировать план работы в зависимости от потребностей, чаяний и нужд ОДК»,
    – заключил Алексей Боровков.   

На совещании также обсуждались основные образовательные программы и вопросы развития инфраструктуры ПИШ СПбПУ, программы дополнительного профессионального образования, в том числе, разработанные под конкретных индустриальных партнеров.

  • «У предприятий ОДК с Политехом очень хорошая история сотрудничества и взаимодействия. Мы впервые создали цифровой двойник двигателя ТВ7-117СТ-01, это был хороший старт. Очень серьезная работа была выполнена в течение трех лет по доработке и внедрению цифровой платформы CML-Bench®, и мы очень заинтересованы в том, чтобы эта работа продолжалась.
  • Хотелось бы также отметить те образовательные программы, которые в рамках ПИШ СПбПУ были разработаны. И открытие новых научно-технологических образовательных пространств, я уверен, даст толчок к интенсификации обучения.
  • Считаю, что Передовые инженерные школы – это та платформа, база, где лучшие специалисты корпорации, те, кто входят в кадровый резерв, являются преемниками руководителей для ключевых должностей, должны обязательно проходить переподготовку и обучение. Очень важно и ценно то, что вы делаете»,
    – отметил Юрий Шмотин. 

Юрий Николаевич добавил, что важно не просто сохранить высокий темп совместной работы, но и еще более интенсифицировать взаимодействие, вовлекать в него и другие предприятия контура ОДК, выстроить опережающую подготовку лидеров, владеющих передовыми цифровыми и производственными технологиями для достижения технологического суверенитета двигателестроительной отрасти.