Инфраструктурный центр
«Технет» СПбПУ

26 Июля 2024 года
Данная новость была прочитана 1172 раза

Цифровой тренажёр «Бережливое производство», разработанный в ПИШ СПбПУ, стал частью образовательной программы «Крылья Ростеха»

Образовательная программа «Крылья Ростеха», реализуемая совместно Госкорпорацией «Ростех» и Московским авиационным институтом, направлена на подготовку многопрофильных инженерно-технических специалистов для предприятий авиастроения с учетом требований будущих работодателей. Программа стартовала в 2020 году при поддержке индустриальных партнёров: АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» и АО «Технодинамика». Сейчас в рамках проекта «Крыльях Ростеха» проходят обучение 600 студентов из 15 профильных вузов-участников по 7 направлениям подготовки.

Госкорпорация «Ростех» имеет многолетний опыт сотрудничества и прочные партнёрские связи с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) и является одним из ключевых индустриальных партнёров Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Так, Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» принимает активное участие в деловых мероприятиях Госкорпорации «Ростех» и содействует в развитии научно-технических, образовательных проектов индустриального партнёра.

С 28 мая по 18 июня 2024 в рамках  образовательной программы «Крылья Ростеха» состоялся тренинг для 19 студентов 4-го курса Московского авиационного института на базе компьютерного тренажера «Бережливое производство» (ранее «LEAN Производство»), входящего в состав цифровой платформы CML-Bench.EDUтм, под руководством старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий, научного сотрудника лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислава Терещенко. Обучение прошло в дистанционном формате.

Напомним, что цифровой тренажёр «Бережливое производство» (входит в состав цифровой платформы CML-Bench.EDUтм) – это первый продукт линейки компьютерных симуляторов для обучения студентов, реализации корпоративных программ дополнительного профессионального образования для сотрудников индустриальных партнёров вуза, а также проведения профессиональных соревнований. Направление компьютерных тренажеров активно развивается в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и успех цифровых продуктов подтверждается многочисленными наградами и признанием востребованности, разрабатываемых инструментов на государственном уровне.

Например, в июле 2023 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин высоко оценил широкие возможности и функциональность цифрового тренажёра «Бережливое производство» для сферы образования и промышленного сектора. А в октябре 2023 года заместитель руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга – председатель Комитета государственной службы и кадровой политики Андрей Михайлов  вручил разработчикам компьютерного тренажёра «Бережливое производство» почетный диплом за первое место в номинации «Лучшая кадровая технология в профессиональном развитии персонала» в конкурсе «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга – 2023».

Уникальная разработка инженеров ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» была многократно использована в модулях программ дополнительного профессионального образования (ДПО), центром ДПО ПИШ СПбПУ. Практически всегда в контексте обратной связи слушатели выделяли цифровой тренажёр как один из самых интересных, увлекательных и познавательных инструментов для отработки навыков и освоения теоретического материала.

Компьютерный тренажёр «Бережливое производство» цифровой платформы CML-Bench.EDUтм отвечает целям национального проекта «Производительность труда» по повышению результативности бизнес-процессов на предприятиях и задачам развития цифровой экономики, обозначенным в президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года.

  • «Цифровой тренажер “Бережливое производство” повышает вовлеченность слушателей в учебный процесс за счёт геймификации элементов симулятора, которая обеспечивает удержание внимания студентов и делает обучение более динамичным. Таким образом, тренажёр отвечает потребностям современных пользователей в применении новых инструментов для обучения, способных с помощь чёткой структуры, оптимальной сочетаемости теоретических и практических блоков, а также простоты применения способствовать освоению сложных концепций и технологий, необходимых при подготовке специалистов высокотехнологичных производств»,
    – подчеркнул один из разработчиков симулятора, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислав Терещенко.

Данный компьютерный тренажер направлен на освоение навыков, инструментов и основ концепции «Бережливого производства» при помощи практических решений симулятора.

Цифровой продукт инженеров ПИШ СПбПУ состоит из последовательно выстроенных тематических модулей, содержание которых разработано на базе онлайн-курсов и других материалов по теме «Бережливое производство».

Каждый из тематических модулей тренажера представляет собой интерфейсную форму. Тематический модуль подразумевает выполнение участником ряда заданий, связанных между собой тематикой конкретного модуля. Каждый тематический модуль открывается по мере прохождения предыдущих, а решения в уже пройденных модулях доступны для изменения.

За основу процесса симуляции предлагается технологический процесс производства продукции, состоящий из 10 технологических этапов, выполняемых на отдельных рабочих местах. Разработанный производственный процесс включает в себя технологические операции, часть из которых выполняются параллельно, а часть последовательно.

На симулируемом предприятии предусмотрены «потери» в соответствии с концепцией «Бережливого производства», которые будут служить в процессе прохождения тренажера материалом для их анализа и принятия решения по их устранению. Виды «потерь», которые заложены в компьютерный тренажер: перепроизводство, избыток запасов, ожидания, транспортировка, лишние движения, излишняя обработка, переделки, незадействованный потенциал персонала.

  • «Программа тренажёра включает: 10 заданий, 27 аналитических форм, 90 инструментов и платформенных решений, а также 300 показателей виртуального пространства.  Архитектура цифрового тренажера сформирована математическими моделями с высокой адекватностью реальным производственным процессам и имеет простой интерфейс. В связи с этим разработка инженеров ПИШ СПбПУ позволяет подготовить большое количество слушателей за короткий срок с соблюдением строгих образовательных стандартов и качества обучения»,
    – пояснил Владислав Владимирович.

В рамках обучения по образовательной программе «Крылья Ростеха» студенты проходят углубленную практическую подготовку по различным компетенциям, которые формируют профиль инженера-конструктора. На четвертом курсе один из фокусов профильной подготовки сосредоточен на получении практических навыков по разработке технологической документацию и часть этой компетенции составляют знания концепции «Бережливого производства».

На тренинге в симулируемой виртуальной среде компьютерного тренажёра «Бережливое производство» студенты провели последовательный ряд изменений на протяжении 30-40 ходов (что равнозначно девяти симулируемым месяцам работы производства) и принимали управленческие решения в ответ на изменения показателей промышленного предприятия и внешних условий рынка.

Участники прошли два режима данного тренажера, которые отличаются степенью свободы обучающегося в контексте принятия решений: режим обучения и экспертный режим. В режиме обучения алгоритмы тренажёра поэтапно «проводят» участника по всем потерям на производстве и последовательно предлагают разные инструменты для их устранения. Экспертный режим применяется для проверки полученных знаний и освоенных навыков. В данном режиме студент может принимать любые действия и решения с первой недели симуляции.

По итогам прохождения экспертного режима из 19 студентов 4-го курса Московского авиационного института отметим трех победителей: Никита Чекан, Иван Афанасьев, Роберт Хусаинов. При этом Никита Чекан и Иван Афанасьев вошли в топ 5% на сервере с наивысшим результатом прохождения симулятора, заняв в группе первое и второе место соответственно. Индустриальный партнер образовательной программы «Крылья Ростеха» АО «ОДК» проведет награждение победителей тренинга.

  • «Участники показали уровень опытных производственников при работе с тренажером: грамотно выстроили менеджмент на предприятии, учитывая динамику спроса и цены на рынке, узкие места производства, многоуровневые связи решений. Ребята смогли на практике протестировать различные подходы и выбрали из них действительно рабочие варианты»,
    – рассказал о победителях тренинга преподаватель Влад Терещенко.

Студенты также поделились впечатлениями о работе с компьютерным тренажером «Бережливое производство».

  • «При прохождении тренажёра я попробовал себя в качестве управляющего заводом по выпуску дронов и транспортировщиков. Я считаю, что было полезно на практике изучить работу предприятия. Во время обучения были затронуты все аспекты производства: от набора персонала и улучшения рабочих мест до анализа рынка. После обучения на тренажере становятся понятными сложная схема производства и зависимость выпуска изделий от организации её процессов. Этот опыт изменил моё отношение к нововведениям на рабочих местах, так как теперь я лучше понимаю бизнес-процессы на предприятии»,
    – отметил студент Московского авиационного института Никита Чекан.

Студент Иван Афанасьев дополнил:

  • «Проходить такого рода испытание в интерактивно-игровой форме гораздо интереснее и понятнее, нежели в формате привычных лекций и практикумов, так как можно на собственном опыте увидеть последствия своих решений. Уровень тренажёра мне показался очень комфортным. В нём может разобраться каждый.  Моя будущая профессия не связана непосредственно с оптимизацией производства, но у я уверен, что полученные компетенции и опыт непременно окажут положительное влияние на организацию рабочего процесса и принятия рациональных решений в любой сфере».

После завершения обучения студенты имеют возможность вернуться к практике на цифровом тренажере «Бережливое производство» при необходимости повторения материала. И уже в июле 2024 года они смогут применить полученные знания и навыки в ходе студенческой практики в цехах авиастроительных предприятий.