Инфраструктурный центр
«Технет» СПбПУ

27 Сентября 2024 года
Данная новость была прочитана 1053 раза

Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провела образовательный модуль для начальников цехов ПАО «ОАК»

Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) по приглашению ПАО «ОАК» провела первый из двух запланированных модулей в рамках проводимого Корпорацией 4-х модульного обучения «Современные подходы к управлению производством» для начальников производственных цехов. В образовательном модуле приняли участие два потока сотрудников ПАО «ОАК», по 30 слушателей в каждом. Обучение первого потока прошло с 5 по 9 августа 2024 года, второго – с 12 по 16 августа 2024 года.

 

Образовательный модуль, завершенный в августе 2024 года, был посвящен вопросам повышения эффективности производства, прежде всего, в части производственного планирования и концепции «бережливого производства». Продолжительность модуля составила 5 дней, в ходе которых участники обучения получали знания о современных подходах к управлению высокотехнологичным производством в разных форматах: лекции, групповая работа, практические занятия, деловая игра «Завод самолётов» и работа с командным компьютерным симулятором «Новый индустриальный вызов». Самые активные участники обучения получили памятные подарки от Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг». Проведение второго модуля запланировано на сентябрь 2024 года.

Преподаватели модуля
  • Павел Козловский, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг»;
  • Дмитрий Гаврилов, автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Зоя Симакова, доцент Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Владислав Терещенко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Андрей Шимченко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, младший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

Первый день слушатели начали с вводной проблемно-ориентированной групповой работы, в рамках которой были определены основные цели и задачи обучения. Далее автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов прочёл лекцию об общих понятиях управления цепями поставок и системе планирования производственной деятельности организации.

  • «Лекционный материал сосредоточен на ключевой концепции управления цепями поставок. Вместе со слушателями мы рассмотрели состав показателей эффективности работы цепи поставок промышленного предприятия, а также ознакомились со структурой системы планов производственного предприятия: от стратегического планирования до диспетчирования»,
    – пояснил лектор Дмитрий Гаврилов.

Программу первого дня обучения завершили лекция и два практических занятия по экономике производства под руководством доцента Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ, кандидата экономических наук, младшего научного сотрудника лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Зои Симаковой. В ходе занятий были рассмотрены ключевые вопросы экономики с упором на анализ финансовых результатов деятельности предприятия, формирование себестоимости продукции с разбивкой по видам затрат, определение точки безубыточности производства, а также формирование денежных потоков и оценку эффективности деятельности предприятия, в том числе при привлечении инвестиций.

 
  • «Лекция была посвящена финансовым результатам организации. Вместе с участниками обучения мы определили какие показатели влияют на финансовые результаты, как определить эффективность планируемого проекта и текущей деятельности организации. На практических примерах были закреплены полученные теоретические навыки по безубыточности производства отдельных видов продукции, важности приведения стоимости будущих денежных потоков к текущему моменту.
  • Без понимания общеэкономических вопросов на уровне предприятия невозможно эффективно планировать деятельность отдельных производственных подразделений, поэтому рассмотренные темы будут полезны участникам для дальнейшей успешной работы»,
    – отметила Зоя Леонидовна.
 

Второй день обучения стартовал с лекции «Оптимизация загрузки оборудования. Симплекс метод» старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий, младшего научного сотрудника лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрея Шимченко. Участники модуля ознакомились с основами наиболее распространённого инструмента экономико-математического моделирования – линейной оптимизацией. На лекции были приведены области практического применения данных методов, в частности, разобраны задачи нахождения оптимального плана выпуска продукции, а также рассмотрены этапы построения модели линейной оптимизации, а также освещены методы поиска оптимального решения на их основе. Знания, полученные на лекции, участники модуля применили на командном практическом занятии по решению оптимума загрузки оборудования

  • «Принятие решений – это один из важнейших навыков в арсенале руководителей всех уровней. Освоение методов экономико-математического моделирования позволяет выбирать наилучшие из имеющихся вариантов не только на основании опыта и интуиции специалиста, но и отталкиваясь от результатов проведенных расчетов с учетом имеющихся условий и объективных ограничений. На практике большинство ситуаций принятия решений могут быть сведены к задаче линейного программирования. По этой причине в рамках обучения мы вместе со слушателями повторили и более детально разобрали основные методы решения подобных задач»,
    – заключил Андрей Шимченко.

Тематика лекции по управлению цепями поставок была продолжена занятиями по планированию и управлению производством, в процессе которых слушатели рассмотрели принципы и методы системы планирования, погрузились в оперативно-календарное планирование производства и закупок, узнали ключевые элементы формирования плана производства и особенности межцехового планирования.

В завершение второго дня обучения участники модуля потренировались в решении практических расчетных задач планирования материального потока на производстве и при закупках по алгоритму MRP и загрузки производственной мощности по алгоритму CRP. Старший преподаватель Института передовых производственных технологий СПбПУ Дмитрий Гаврилов курировал эту практику и помогал слушателям с затруднениями при расчётах.

 

В третий день модуля лекционные занятия по управлению цепями поставок были продолжены. Слушатели задали вопросы по предыдущим разделам данного направления, касающиеся политики управления запасами, метрик эффективности, классификации номенклатурных позиций, состава рисков и страховых запасов. После лекции участники модуля перешли к практическим занятиям по данной теме и выполнили несколько расчётных упражнений на применение различных методов управления запасами, а также на расчёт величин страхового запаса и страхового времени.

Во второй части третьего учебного дня слушатели познакомились с компьютерным симулятором «Новый индустриальный вызов» и прошли первый раунд на нем в рамках командной работы. Участники модуля под руководством Павла Козловского и Дмитрия Гаврилова вступили в конкуренцию в процессе управления смоделированным производством, где при помощи управления настройками изделий, расчётов и процессов в сбыте, инжиниринге, производстве и закупках им предстояло сформировать и реализовать выбранную командную стратегию. На первом этапе участники были сконцентрированы на операционном уровне управления и имели основную цель – организовать исполнение заказов клиентов в срок и экономически эффективно.

Напомним, что компьютерный симулятор «Новый индустриальный вызов» является уникальной разработкой специалистов Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», созданной  в процессе развития линейки компьютерных тренажеров и симуляторов для обучения и оценки компетенций на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU, которая системно развивается как отдельное направление Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. Разработка представляет цифровой симулятор командного типа, который имитирует модель цепочки создания ценности кастомизированного продукта на предприятии в формате пошаговой стратегии. В 2024 году компьютерный симулятор «Новый индустриальный вызов» был отмечен призовым местом на конкурсе «Лучшие кадровые технологии Северо-Западного федерального округа» и стал частью образовательного трека на одном из ключевых индустриальный мероприятий страны – на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» на Сахалине.

Четвертый день модуля полностью был посвящен практике работы на компьютерном симуляторе «Новый индустриальный вызов». С помощью наставников слушатели прошли путь управления производством на тактическом и стратегическом уровне.

 

В заключительный день модуля участников ожидала насыщенная программа, состоящая из лекционных и практических занятий по концепции «бережливого производства» вместе со старшим преподавателем Высшей школы передовых цифровых технологий, научным сотрудником лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владиславом Терещенко. В первую очередь, слушатели познакомились с основами концепции, включая рассмотрение влияния её принципов на операционное развитие предприятия, проведение анализа основных видов производственных потерь и методов их устранения, а также ключевых инструментов, таких как карты потока (VSM) для оптимизации процессов и повышения эффективности производства.

Основы концепции «бережливого производства» были закреплены слушателями на практическом командном занятии по построению VSM потока и оптимизация бизнес-процесса. Участники команд проанализировали текущий бизнес-процесс, выявили потери и разработали предложения по его улучшению, используя методологию VSM для визуализации и оптимизации потока ценности.

Далее слушатели модуля приняли участие в командной игре «Завод самолетов», направленной на углубление понимания действия вытягивающего принципа производства и системы «Канбан». Участники разработали и реализовали модель предприятия, где производство организовано по принципу “точно в срок”, используя систему «Канбан» для визуализации и контроля потока материалов и задач.

«На занятиях слушатели обсудили успешные кейсы внедрения и использования концепций “бережливого производства” на своих предприятиях, проработали основные виды потерь на производстве и методы их устранения, а также освоили основные инструменты концепции.

Это обучение позволило участникам систематизировать ценные знания и навыки, которые они смогут применить в своей работе для повышения эффективности производства и улучшения качества продукции», – отметил Владислав Терещенко.

 

Заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский подвел итоги обучения вместе со слушателями модуля.

«Прошедший модуль охватывал спектр знаний и умений по различным областям: от экономики производства до управления производственными цепочками. Часть времени была выделена на проработку практических аспектов применения технологий бережливого производства с учётом высокого среднего уровня подготовки участников в этой области.

Нас порадовала готовность слушателей к работе со сложными темами, требующими погружения в основы математического моделирования. В обучении вновь был задействован бизнес-симулятор Новый индустриальный вызов, который помог в закреплении теоретического материала модуля. Надеюсь, что следующий модуль, спроектированный с акцентом на вопросы цифровизации производства, будет не менее полезен участникам, а программа поможет лучше осознать актуальные вызовы и современные решения повышения эффективности высокотехнологичного производства», заключил Павел Сергеевич.

Начальник цеха одного из предприятий ПАО «ОАК» рассказал о преимуществах образовательного модуля от команды ПИШ СПбПУ с точки зрения слушателя:

«Для меня как слушателя было очень важно, что сложные концепции объяснялись преподавателями просто, доходчиво и всегда подтверждались практическими примерами. Весь модуль прошел на дружеской ноте. Семинары позволили не только запомнить теорию, но и потренироваться в её применении в условиях, приближенных к реальным. Тут мне запомнился симулятор производства, который помог более широко взглянуть на то, что было изучено. Этот инструмент действительно в нескучной форме упорядочил все знания и наглядно показал, что случается с производством при принятии тех или иных решений. Модуль завершился очень хитрой игрой. Нашей команде пришлось постараться и провести сложный анализ игрового процесса с разных управленческих позиций, чтобы достичь поставленных целей».