Инфраструктурный центр
«Технет» СПбПУ

29 Ноября 2024 года
Данная новость была прочитана 409 раз

Инфраструктурный центр «Технет» СПбПУ провел исследование рынка цифровых платформ оптовой торговли

Специалисты Инфраструктурного центра «Технет» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ИЦ «Технет» СПбПУ) провели исследование рынка цифровых платформ оптовой торговли в странах БРИКС и Ближнего Востока.

Исследование содержит информацию о состоянии рынка в 18 странах: 9 стран объединения БРИКС и 9 стран Ближнего Востока.

Цифровые платформы являются одним из инструментов цифровой трансформации различных отраслей экономики. Наиболее известный тип цифровых платформ – маркетплейсы, или платформы розничной торговли, на которых осуществляется взаимодействие компании с потребителем – B2C (business-to-consumer). Однако все большую долю рынка цифровых платформ занимают платформы для осуществления оптовой торговли, где взаимодействуют друг с другом компании – B2B (business-to-business). Сегодня каждая вторая B2B-покупка в мире совершается онлайн с применением цифровых платформ.

На такой B2B-платформе компании-производители размещают свои товары партиями, что обеспечивает прозрачность и результативность продаж; а компании-покупатели приобретают товар напрямую у поставщика в больших объемах, что позволяет экономить финансы и время. Существуют как всемирно известные платформы Alibaba, Amazon, eBay, имеющие широкий перечень групп продаваемых товаров, так и отраслевые решения, работающие для узкоспециализированных рынков.

К преимуществам применения цифровых платформ оптовой торговли для продавцов относится автоматизация процесса продажи, оптимизация складских запасов, увеличение объемов продаж с уменьшением затрат, выход на новые рынки, обеспечение долгосрочной конкуренции, увеличение повторных продаж на 15% и ряд других преимуществ. К преимуществам для покупателей можно отнести упрощение процесса покупки, постоянное взаимодействие с клиентом, экономию за счет эффекта масштаба, большой ассортимент, наличие скидок и специальных предложений, отзывов и рейтинга и др.

По оценке Инфраструктурного центра «Технет» СПбПУ, в 2023 году объем мирового рынка цифровых платформ для оптовой торговли составил 12,4 млрд долл. Прогнозируется, что в ближайшие 7 лет рынок будет развиваться со среднегодовыми темпами роста на уровне 13,79%, в результате чего к 2030 году достигнет объема в 43,4 млрд долл.

Прогноз динамики объема мирового рынка цифровых платформ
для оптовой торговли в 2024–2030 годах (млрд долл.)

 Источник: ИЦ «Технет» СПбПУ

Согласно результатам проведенного исследования, по итогам 2023 года рынок электронной торговли с точки зрения объема оказался наиболее развитым в странах – основательницах БРИКС. Китай удерживает ведущие позиции благодаря высокоразвитым внутренним платформам, число которых составляет 11 единиц. Наибольшие темпы роста ожидаются в Индии. Рынок цифровых платформ для оптовой торговли в России является частью более широкого рынка интернет-торговли. Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем этого рынка за последние 10 лет увеличился почти в 9 раз, с примерно 713 млрд руб. в 2014 году до 6 359 млрд руб. в 2023 году. Наибольшим спросом на рынках электронной торговли в странах БРИКС в 2023 году пользовались различные потребительские товары. В большинстве стран лидирующими категориями стали одежда и товары для дома и сада.

Саудовская Аравия возглавляет список стран Ближнего Востока по объему электронной торговли, за ней следуют Катар и Алжир. Наименее развитым в 2023 году оказался рынок электронной торговли в Иордании. Аналогично ситуации, наблюдаемой в странах БРИКС, в большинстве стран Ближнего Востока лидирующими категориями по итогам 2023 года стали одежда, товары для дома и сада, а также товары для красоты и фитнеса.

Помимо этого, в исследовании были описаны меры и механизмы государственного регулирования рынка цифровых платформ в странах БРИКС и Ближнего Востока. Примечательно, что в странах объединения БРИКС и в странах Ближнего Востока государственное регулирование деятельности цифровых платформ для торговли направлено в первую очередь на обеспечение кибербезопасности, защиту данных, а также защиту прав потребителей. Наименее развитыми на сегодняшний день остаются меры регулирования в области электронной торговли в целом.

Результаты экспертно-аналитических исследований рынка цифровых платформ оптовой торговли были опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Инфраструктурного центра «Технет».